Характеристика
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Такие проекты требуют: |
хорошо продуманной структуры проекта, |
четко обозначенных целей, |
доказанной актуальности проекта для всех участников, |
социальной значимости, |
продуманных методов( экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов) |
|
|
Таким образом, исследовательские проекты подчинены логике исследования и имеют структуру совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проекта предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, определение методов исследования, его предмета и объекта, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения (экспериментальных, опытных), обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, определение новых проблем для дальнейшего развития решения.
Творческие – эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)
При выполнении проекта ученик:
- Договаривается с группой или учителем о жанре,
- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,
- Стремится получить творческий продукт,
- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
Они оформляются в виде фильма, игры, праздника.
Ролевые, игровые, приключенческие - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Особенности такого проекта:
- • Структура до завершения остается открытой
- • Участники в роли художественных персонажей, деловых людей
Результат: овладение новой ролью, личные переживания участников
Прикладной проект.Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.
Прикладной проект требует:
тщательно продуманной структуры;
определения функций каждого из участников;
оформления результатов проектной деятельности;
"конечного продукта";
презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).
Особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировке совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта
Информационные - направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Особенности:
- • Предполагают ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ, обобщение фактов.
- • Требуют хорошо продуманной структуры
Структура:
- · Цель проекта, его актуальность
- · Сбор и обработка информации
- · Результат
- · Презентация