Проектория

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 "Ассоциированная школа ЮНЕСКО "Эврика-развитие" г. Волжского Волгоградской области

 
   

Проектная деятельность

   
  

Проектная деятельность

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Элементы проектной деятельности

·       Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия

·       Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

·       Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

·       Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

·       Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

·       Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе)

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения:

1.Рефлексивные:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,

- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Исследовательские:

- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле,

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),

- умение находить несколько вариантов решения проблемы,

- умение выдвигать гипотезы,

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

- внешняя оценка

- самооценка

4.Умение работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования,

- умение взаимодействия с разными партнерами,

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач,

- навыки делового партнерского общения,

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские:

- умение проектировать процесс или изделие,

- умение планировать деятельность, время, ресурсы,

- умение принимать решение и прогнозировать их последствия,

- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.,

- умение вести дискуссию,

- умение отстаивать свою точку зрения,

- умение находить компромисс,

- навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.

7. Презентационные:

- навыки монологической речи,

- умение уверенно держать себя во время выступления,

- артистические умения,

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта,

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

8.Информационные умения и навыки:

        Обучение работе на ЭВМ (MS Office, Power Point)

        Обучение работе в сети Интернет

        Создание базы данных полезных ссылок в Интернет по темам для облегчения поиска необходимой информации

        Использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации

        Составление и использование программ, моделирующих результат с помощью использования современных информационных технологий

        Оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники

        Возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом

        Участие в телеконференциях, конференциях, предоставление возможности участия в грантовых проектах, проводимых в сети Интернет

Под проектной деятельностью понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы:

·       анализ и формализация задачи;

·       разработка модели решения;

·       выбор инструментария и его обоснование;

·       планирование работы;

·       выполнение плана и его корректировка;

·       проверка работы и разработка сопроводительной документации или отчета;

·       защита работы.

     Особое значение имеет этап постановки задач.

     Способность ставить задачу - это искусство, высший уровень в проектной деятельности, на который выходят не все. Поэтому он и вынесен отдельно.