Проектория

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32 "Ассоциированная школа ЮНЕСКО "Эврика-развитие" г. Волжского Волгоградской области

 
   

Урок №9 Приемы исследования в проектной деятельности

 
  

Урок №9 Приемы исследования в проектной деятельности

 Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта(предмета, явления) с целью выявления его закономерностей.

Опрос - это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно 90% исследований используют этот метод. Опрос может быть устным (личным) или письменным. При письменном опросе участники получают опросные листы (анкеты), которые они должны заполнить и отдать по назначению.
! Обычно, в письменных опросах используются закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных. Обычно, при письменных опросах, опросный лист рассылается представителям целевой аудитории, по средствам электронной почты, почтовой рассылки или факсимильной связи. Основным недостатком, ограничивающим использование данного метода, является длительный период и низкий процент (в среднем 3%) возврата заполненных анкет.
Личные и телефонные опросы принято называть интервью.
! Телефонные интервью - это относительно дешевый метод проведения опросов любого уровня точности с точки зрения построения выборки (географическое расположение респондентов не имеет принципиального значения с точки зрения стоимости проведения интервью). Данный метод применим только в количественных исследованиях.
! При письменном опросе  оптимальный объем опросника - 10-15 вопросов.

Интервью -  наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью имеется конкретная схема проведения опроса (обычно это опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них).Индивидуальные неформализованные интервью проводятся с респондентом один на один в форме диалога, при этом респондент имеет возможность высказать развернутые суждения по исследуемой задаче.

Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.
Состоит из: 1) введения; 2) основной части; 3) паспортички (демографического блока). Во введении содержится обращение к респонденту, излагаются цели исследования и то, как будут использованы результаты опроса, указывается, какая организация проводит опрос, даются ее контактные телефоны, оговариваются правила заполнения и возврата А., дается гарантия анонимности.
Основная часть  содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о статусе респондента, например пол, возраст, образование, место жительства и др. (вопросы паспортички связаны с выборкой исследования).
! Количество вопросов лимитировано: наиболее оптимальным считается заполнение анкеты в течение 35-45 минут, чему соответствует 25-30 вопросов.
Этапы проведения интервью и анкетирования

  • Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их операциональных соответствий в данном опросе.
  • Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решений о характере требуемой выборки.
  • Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.
  • Обработка – подготовка данных для анализа
  • Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.
  • Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.


Этапы проведения опроса

  • Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) – проверка корректности применения методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы опрашивались только участники
  • Контрольная проверка - проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом и все ли из них возвратили свои анкеты.
  • Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму.
  • Обработка – подготовка данных для анализа
  • Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.
  • Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.


Наблюдение  - это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. Наблюдение есть исследование какого-либо явления природы без вмешательства в процесс явления со стороны исследователя, противоположно опыту; обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента.

Наблюдение.  Включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и др.).
План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений?

Эксперимент  (от лат. experimentum — проба, опыт) -  метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, он осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент,  как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Этапы проведения эксперимента
Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования.

Этапы проведения эксперимента
Подготовка к проведению эксперимента состоит из ряда задач:
-  выбор необходимого числа экспериментальных объектов
-  определение необходимой длительности проведения эксперимента
-   выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки
-  определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих воздействий.

Этапы проведения эксперимента
Проведение эксперимента
-         изучение начального состояния объекта;
-         изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;
-         фиксирование данных о ходе эксперимента, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;
-         указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;
-         оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

Этапы проведения эксперимента
Подведение итогов эксперимента:
-         описание конечного состояния объекта;
-         характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;
-         описание особенностей субъектов экспериментального воздействия ;
-         данные о затратах времени, усилий и средств;
-         указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер

Виды эксперимента
В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

  • Лабораторный эксперимент
  • Полевой, или естественный эксперимент
  • Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

В зависимости от этапа исследования

  • Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
  • Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).


Опыт

    • исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя
    • эксперимент с чем-либо или над чем-либо

     

     

    На план курса